1 мая исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Виктора Петровича Астафьева. В своем творчестве он затрагивал вечные вопросы преемственности времен и поколений, нравственности, памяти войны, единства людей в стране и мире, рассуждал о судьбе России и русского человека.
Детство, детдом
Виктор Астафьев был коренным сибиряком. Родился в деревне Овсянка Красноярского края в крестьянской семье. Детство Астафьева было очень тяжелым: когда Виктору было семь лет, его отца осудили за вредительство и сослали на пять лет на строительство Беломорканала. «Призвали моего папу мельничать, пообещав зачислить его и маму мою в колхоз, чему мама была безмерно рада, но потрудиться ей на счастливой коллективной сельхозниве не довелось. Папа мой, восстановив мельницу, снова загулял, закуролесил, не понимая текущего момента, и однажды сотворил аварию, но мельница-то не его уже и не дедова — это уже социалистическая собственность, и папу посадили в тюрьму…»
Вскоре после этого погибла мать Астафьева: лодка, на которой она вместе с другими пассажирами плыла на свидание с мужем, перевернулась, и женщина утонула. Больше маленький Виктор уже не получит настоящего родительского тепла.
Будущий писатель остался жить с бабушкой. Но вскоре из ссылки вернулся отец Астафьева: его признали ударником пятилетки и освободили досрочно. Вот только для Виктора жизнь не стала лучше: отец завел новую семью, с мачехой отношения не задались. Однажды, когда отец попал в больницу, мальчика просто выгнали из дома, и он стал беспризорником. Некоторое время он жил в заброшенной парикмахерской, но вскоре его определили в интернат.
И все-таки эти годы не были беспросветно черными для мальчика. Уже в детдоме Виктор проявил интерес к русскому языку и литературе. Учителя поддерживали его в этом и советовали попробовать себя в писательстве. Астафьев на всю жизнь сохранил теплые чувства к своим наставникам тех лет.
После выпуска из детдома будущий писатель отучился в школе фабрично-заводского обучения и стал работать сцепщиком вагонов и составителем поездов, некоторое время даже был дежурным по вокзалу. Когда началась Великая Отечественная война, Астафьев не остался в тылу, хотя у него как железнодорожника была бронь. На фронт он попал в конце 1942 года, успел побывать и шофером, и артразведчиком, и связистом. Проявил себя храбрым воином и был награжден орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу», «За освобождение Польши», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Но, кроме наград, война «подарила» и серьезные проблемы со здоровьем: Астафьев получил тяжелую контузию, осколок в легком, перестал видеть правым глазом и чуть не лишился поврежденной руки: ее чудом сохранил хирург в госпитале.
После войны из-за полученных ранений Астафьев уже не мог вернуться к прежней работе и сменил несколько профессий: вахтера, слесаря, подсобного рабочего, кладовщика, учителя. Серые будни скрашивало посещение литературного кружка. В 27 лет Виктор наконец написал первый рассказ «Гражданский человек». Также в 1951 году он начал работать журналистом в газете «Чусовской рабочий»: публиковал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в 1953 году.
В 1958 году Астафьева приняли в Союз писателей. К этому времени его рассказы регулярно публиковались в журналах «Новый мир» и «Молодая гвардия» и завоевали любовь читателей.
Горькая правда войны
Полноценного высшего образования Астафьев так и не получил, но в 1961 году окончил высшие литературные курсы в Москве. Основой творчества писателя стал его богатый жизненный опыт и талант наблюдателя. Его произведения отличаются живостью языка, умением отразить тончайшие детали характера и подробности быта. Герои книг Астафьева — такие же, как он сам, простые трудяги, которых не обходят стороной тяготы жизни. Именно эти герои были понятны массовому читателю. Один из таких персонажей — собирательный образ солдата, которому приходится тянуть на своих плечах все тяжести войны. При этом на него регулярно сыплются не награды, а одни наказания.
Астафьев многое повидал на войне, и у него были свои, отличные от общепринятых, взгляды на это событие. Он считал, что цена победы СССР была слишком высокой, что тысячи и тысячи солдат стали просто «пушечным мясом». По мнению писателя, ключевую роль в победе сыграло количество советских воинов, а не талант полководцев.
Кроме того, Астафьев отрицал всеобщее единение народа во время войны. Он с горечью рассказывал о фронтовых эпизодах, когда раненого могли оставить умирать, так как продвигаться дальше с «обузой» было сложно, и это было обычным фоном военной жизни. Поэтому писатель выступал резко против романтизации войны и в своих произведениях стремился показать неприкрытую правду.
Прокляты и убиты
Итогом размышлений Астафьева об ужасах войны стал его роман-эпопея «Прокляты и убиты». Название взято из одной из стихир сибирских старообрядцев, которая приводится в тексте произведения: «писано было, что все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийство, будут Богом прокляты и убиты». За две первые части романа автор был удостоен Государственной премии, а третья осталась неоконченной. Астафьев устал от гнетущих воспоминаний о войне и прекратил работу над произведением.
В романе рассказывается о событиях, предшествовавших войне, о формировании армии и собственно боевых действиях и военном быте солдат, которые в нечеловеческих условиях ежедневно сражаются со смертью. Война, показанная глазами простого солдата, предстает настоящим преступлением против разума. Автор поднимает проблемы взаимоотношений между людьми в суровых условиях войны, дальнейшей судьбы людей, чья юность выпала на это страшное время, конфликта между христианской моралью, патриотизмом и тоталитарным государством.
Последний поклон
Также важное место в творчестве писателя занимали темы деревни и становления человека — его современника. В произведениях о мирной жизни Астафьев тоже подсвечивал ее неприглядные стороны, о которых не принято было говорить. Он писал о голоде 1933 года, о подростковой жестокости, криминализованности советского общества, наличия в нем обширного маргинального слоя, о неустоявшейся культуре городских «образованцев».
Автобиографическая повесть в рассказах «Последний поклон» стала настоящей исповедью поколения. Она посвящена истории духовного роста, формированию высоких моральных качеств и мужанию молодого человека на протяжении 1930—1990-х годов. Это главная и, как он сам говорил, «заветная» книга автора, которая писалась с 1957 по 1991 год и окончательно сложилась в трех книгах, состоящих из 32 самостоятельных рассказов. В них Астафьев рассуждает о природе русской души и сибирского характера, о нравственных проблемах своих ровесников.
В повести «Печальный детектив» главный герой, бывший оперативник уголовного розыска Леонид Сошнин, в 42 года остается один на перепутье. Служба окончена, его отправили на пенсию по инвалидности, жена ушла вместе с маленькой дочкой после очередной ссоры. «Как на свете жить? Одинокому?» — думает он. Сошнин оглядывается на прожитые годы и пытается понять, почему в жизни так много места горю и страданию и так мало — счастью и любви. В чем феномен русской души? Почему люди иногда готовы пожалеть злодея, но при этом закрывают глаза на беспомощного инвалида войны? Почему преступники среди добросердечного народа живут припеваючи? Ответы на эти вопросы ищет герой произведения.
В книгу «Печальный детектив», выпущенную в «Вече» к юбилею писателя, вошли также повести «Ода русскому огороду» и «Пастух и пастушка» и рассказ «Пеструха».
«Главное губительное воздействие войны в том, что вплотную, воочию поступившая массовая смерть становится обыденным явлением и порождает покорное согласие с нею…»
Виктор Астафьев,
«Прокляты и убиты»
Подготовила Ольга КРЮКОВА