Настоящий мужчина

Вячеслав Шалевич родился в 1934 году в Москве. Мать Вячеслава, Елена Ивановна, на момент знакомства с отцом работала машинисткой в Министерстве обороны. А отец будущего артиста, Анатолий Иванович, бывший белый офицер, который позже переметнулся в НКВД, женился, чтобы отомстить другой женщине. Когда мама Вячеслава Шалевича узнала о том, почему супруг на ней женился, она уже была на восьмом месяце беременности. Тогда Елена Ивановна приняла смелое решение и переехала в Москву. Там и родился будущий артист. Своего отца он впервые увидел, когда ему было 38 лет. Мама пресекала все попытки бывшего мужа увидеть сына.

Вячеславу было всего семь лет, когда началась Великая Отечественная Война, его эвакуировали в детдом под Саратовом, где он прожил до 1943-го, потом его вернули матери. Мама много работала, и воспитанием мальчика занималась его тётя, которая была заядлой театралкой. Именно эта родственница и привила племяннику любовь к театру. Также важным фактором, повлиявшим на выбор профессии, стала близость к его дому театра Вахтангова и Щукинского училища. Он часто посещал спектакли, был знаком с многими артистами, пробирался на репетиции.

Щукинское училище

Парень выбирал между двумя близкими ему увлечениями – актёрством и журналистикой. Вячеслав был большим ценителем литературы, очень грамотным и начитанным. Окончив школу, он подал документы в два вуза одновременно: Щукинское театральное училище и в пединститут на филфак. Выбрал Шалевич театральное. Туда он поступил с первой попытки. Учился на курсе режиссёра Иосифа Матвеевича Рапопорта, также своим учителем актер называет великого Рубена Симонова. Третьекурсником Шалевич уже стал играть в постановках театра имени Вахтангова, сначала – в качестве актера массовых сцен. Шалевич окончил «Щуку» в 1958 году. Тогда он без приглашения сам отправился в театр им. Вахтангова и настоял на том, чтоб его прослушали. Как говорится, «наглость города берет». Такая настойчивость молодого артиста вкупе с талантом сделали свое дело – Шалевич был принят в труппу. Интересно, что молодого артиста могли распределить в город Норильск, где собирались открыть филиал театра Вахтангова, но это решение позже отменили.

Начало творческого пути

Дебютировал Шалевич с ролью Степана в постановке Рубена Симонова «Неписаный закон». В этом спектакле артист работал в паре с актрисой Юлией Борисовой, которую он сам называет своей идеальной партнершей по сцене. Позднее с Борисовой Вячеслав Анатольевич сыграл еще в нескольких спектаклях: «Потерянный сын», «Без вины виноватые» и др.

Сниматься в кино Шалевич начал на четвертом курсе.

Первой его ролью на киноэкране стал Швабрин в «Капитанской дочке» (1958) режиссёра Владимира Каплуновского. Олег Стриженов сыграл в этой ленте протагониста Гринева. Актеры были очень похожи внешне, что вызвало сомнения режиссёра при подборе исполнителей на противоположные роли, поэтому пробы Шалевича оказались под угрозой. Но позже это сходство было сочтено выгодным, так как все акценты переносились на различия в характерах изображаемых персонажей. В 1959-м у Шалевича была роль в фильме «Спасенное поколение», который снял режиссёр Георгий Победоносцев.

В 1961-м артист сыграл главную роль – летчика-испытателя в научно-популярной художественной ленте режиссёра Никиты Курёхина «Барьер неизвестности». Потом были роли Стэна в ленте «Теперь пусть уходит» (режиссёр – Сергей Алексеев, 1963) и Волошина в спортивном фильме «Серебряный тренер» (режиссёр – Виктор Ивченко, 1963).

Звездные роли

В 1964-м Шалевич сыграл одну из своих известнейших ролей – капитана команды «Ракета» Анатолия Дуганова в ленте «Хоккеисты» (режиссёр – Рафаил Гольдин). Что интересно: до участия в съёмках артист ни разу не катался на коньках. Этот образ принес артисту всесоюзную славу.
Пожалуй, самым известным фильмом для Шалевича стал «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой. Актёр признавался, что на момент съёмок не думал о том, насколько значимой станет эта картина, но уже тогда понимал, что работает с потрясающим постановщиком.

— Ум, грандиозная энергетика Лиозновой, которой ещё не знал кинематограф, помогали ей добиваться удивительных результатов. На площадке она много импровизировала. Помните, в сериале «Семнадцать мгновений весны» этот эпизод в кафе, когда главные герои не сказали друг другу ни слова под незабываемую музыку Микаэла Таривердиева. Режиссёров, подобных Лиозновой, я не встречал, — говорил Шалевич.

Кстати, и ему довелось работать с Лиозновой на съёмках сериала «Семнадцать мгновений весны», где он сыграл знаменитого американского разведчика и дипломата  Аллена Даллеса.

В кино и театре

В 70 -80-х годах артист создал ряд запоминающихся персонажей как положительного, так и отрицательного склада. В 90-х артист снимался мало.            В 2000-х Шалевича стали снова приглашать в кино, по большей части  историческое. В 2001-м, артист снимался сериале «Марш Турецкого-2». Он сыграл Косыгина в фильме «Брежнев», снялся в фильме под названием «Красная площадь» (2005), где ему досталась роль генерального прокурора СССР Александра Рекункова. В 2005-м была работа в сериале «Звезда эпохи». В 2011-м актер сыграл Леонида Ильича Брежнева в сериале «Дело гастронома №1».

Снимаясь в кино, Шалевич не прекращал работать на сцене театра Вахтангова. Артист сыграл барина-англомана в постановке по Ф.М. Достоевскому «Идиот», одновременно три роли – ведущий, Герцог, Дон Карлос — в «Маленьких трагедиях». Кроме этого, в его послужном списке есть и еще десятки ролей в этом театре.

Окончив в 1979-м Высшие режиссёрские курсы ГИТИСа, Шалевич пришел на сцену театра им. Вахтангова уже в качестве режиссёра. Он поставил спектакль «Тринадцатый председатель» по пьесе Азата Абдуллина с Василием Лановым в главной роли. С 1998-го Вячеслав Анатольевич возглавлял Московский театр им. Р. Симонова. В театре, которому до прихода Шалевича грозило закрытие, за два сезона выпустили сразу 11 новых спектаклей. Под управлением Шалевича на сцене театра ставятся спектакли по произведениям А. Пушкина, М. Цветаевой, М. Зощенко, М. Рощина, Ю. Полякова и другие, которые занимают призовые места на международных театральных конкурсах, выигрывают престижные премии и неизменно пользуются большой популярностью у зрителей.

Личная жизнь

 Первый раз Вячеслав Шалевич женился еще на первом курсе. Его юношеская любовь была страстной, но недолгой. Брак продлился всего 15 дней.
Второй брак оказался более долгим — он продлился 3 года и закончился по причине увлечения Вячеслава актрисой Валентиной Титовой. Вторая супруга родила ему сына. Третий раз артист женился на художнице-модельере Галине, их брак длился 31 год. К сожалению его третья супруга умерла, от третьего брака у артиста есть сын.

Шалевич женился в четвёртый раз. Его супруга –  врач-гинеколог Татьяна Виноградова была моложе его на 35 лет. В этом браке в 2001 году родилась дочь.

Во время спектакля «Пристань», состоявшегося 30 ноября 2016 года, артист, играя роль Галилео Галилея, почувствовал недомогание. Врачи скорой помощи констатировали у него повышенное давление, но от госпитализации он отказался. Через несколько дней Шалевич попал в реанимацию, после чего впал в кому. Вячеслав Анатольевич Шалевич скончался 21 декабря 2016 года,не приходя в сознание, в городской клинической больнице имени Боткина. Похоронен артист на сорок третьем участке Ваганьковского кладбища столицы.