Кто покрывает телефонных мошенников?!

Эксперты проекта Народного фронта в Томской области, Регионального центра финансовой грамотности и проекта «Ваши личные финансы» разработали и издали информационные материалы по финансовой грамотности и защите от телефонных мошенников. Все они бесплатно раздаются активистами. Также эксперты оказывают бесплатную правовую помощь гражданам по финансовым вопросам и защите от мошенников.

 

 

Люди теряют миллионы!

 

Эксперты Народного фронта уже несколько лет проводят консультации по финансовой грамотности и защите от телефонных мошенников. Недавно совместно с проектом «Ваши личные финансы» при поддержке УМВД по региону и департамента финансов области выпущена брошюра о том, какие легенды используют телефонные мошенники для кражи денег, и что нужно делать, если вам поступил такой звонок. Активисты распространяют эту брошюру среди пенсионеров, в офисе Народного фронта, на улицах, на массовых мероприятиях, через партнерские организации.

 

«За последние месяцы десятки пожилых томичей стали жертвами телефонных мошенников. Люди теряют огромные суммы – сотни тысяч и даже миллионы рублей. Нередко пенсионерам звонят мошенники и представляются сотрудниками службы безопасности банка. «Специалист» говорит, что ваши банковские счета будут арестованы, поэтому нужно срочно делать перевод средств на «резервный счёт». Люди теряются и совершают необдуманные поступки. Так, недавно 72-летняя женщина перевела на счет аферистов 3 миллиона рублей, другая томичка оформила на себя кредит в 500 тысяч и отправила их на счет злоумышленников. Еще одну пенсионерку мошенники убедили «аннулировать» кредит — якобы кто-то его оформляет на женщину, и она оформила банковский займ на сумму более 2 млн рублей и перевела деньги на указанный счет. Пенсионер из Рыбалово перевел со своих кредитных карт на счет незнакомцев 600 тысяч рублей», — рассказал сопредседатель регионального штаба Народного фронта в Томской области Константин Юденко.

 

И таких случаев немало. Для людей, которые годами копят свои накопления, а потом теряют заработанное с таким трудом, эта ситуация становится сильнейшим стрессом. Именно поэтому сегодня так важно повсеместно проводить широкомасштабную работу по повышению финансовой грамотности граждан и защите от телефонных мошенников. Такую работу Народный фронт в нашем регионе проводит уже несколько на системной основе: это консультации, горячие линии, брошюры, памятки, информирование людей», — отметил Константин Юденко.

 

Мошенники представляются сотрудниками банка

 

Эксперты Народного фронта отмечают, что схема, когда телефонные мошенники представляются сотрудниками банка и сообщают о проблемах, и что надо срочно перевести деньги на безопасный счет, является одной из самых распространенных. Самое верное решение — положить трубку и перезвонить в банк по его официальному номеру, а еще лучше — прийти в офис лично. Ни при каких обстоятельствах нельзя оформлять онлайн-кредиты под влиянием звонивших. Также ни в коем случае не нужно направлять свои деньги на неизвестные счета, номера которых вам назвали по телефону.

 

«Также в брошюре мы акцентируем внимание на других распространенных мошеннических уловках, из-за которых томичи теряют свои кровные деньги. К примеру, преступники говорят: «Вам одобрен кредит, но нужно перевести оплату за страховку кредита на банковский счет». В результате деньги уходят мошенникам. По-прежнему остается актуальной схема «Ваш родственник попал в беду, срочно нужны деньги». Очень популярны схемы «Перевод по ошибке», когда нужно вернуть их на карту незнакомому человеку, и «Ваша карта заблокирована», когда для разблокировки нужно сообщить данные карты, код и СМС, пин-код или код с обратной стороны, либо перейти к банкомату и выполнить под диктовку какие-либо операции. Все чаще мошенники звонят от имени МВД, госуслуг, техподдержки, банковского робота-помощника», — сообщил член регионального штаба Народного фронта, руководитель проекта «Ваши личные финансы» в Томской области Михаил Сергейчик.

 

«Финансовые мошенники – это хорошие психологи, при разговоре они подстраиваются под реакцию конкретного человека. Их цель всегда одна – любыми способами выманить ваши персональные данные, чаще всего информацию о банковской карте, либо уговорить вас куда-либо перевести деньги. Нередко мошенники пользуются программами для подмены номеров, чтобы номера телефонов совпадали с номерами банка или полиции. Для того, чтобы не потерять свои деньги, нужно следовать простым правилам, которые описаны в нашей брошюре», — добавил Михаил Сергейчик.

 

Простые советы

 

Эксперты Народного фронта просят граждан следовать простым правилам. Если вам звонят, представляются сотрудниками банка и сообщают, что с вашей картой или средствами что-то не так, положите трубку. Сами перезвоните на горячую линию финансовой организации и объясните ситуацию. Так вы будете уверены, что говорите с реальным сотрудником банка. Не передавайте посторонним людям свои паспортные данные, ПИН-код и секретный код от банковской карты. Не спешите принимать решение, даже если вас торопят, наседают. Советуйтесь с близкими и знакомыми, прежде чем что-то купить, оформить какой-то банковский продукт или вложить куда-то деньги. Не доверяйте незнакомцам, относитесь к «доброжелателям» со здоровым скептицизмом. Всегда перепроверяйте информацию, которую вам сообщают.

 

«Мы особо акцентируем внимание томичей на том, что ни банки, ни правоохранители не звонят гражданам и не просят их совершать какие-либо операции по банковским счетам и картам. Банки не звонят, чтобы сообщить о подозрительных операциях по вашей карте, либо чтобы спросить, совершали ли вы ту или иную операцию; никогда не запрашивают персональные данные, не просят сообщить им коды, пришедшие СМС. Правоохранители не переводят звонок на службу безопасности банка. Если вы все же стали жертвами мошенников, заявите в полицию, даже если ущерб небольшой. Если люди не будут заявлять о фактах мошенничества, то злоумышленников так и не поймают, а значит, они смогут продолжить свою преступную деятельность», — подытожил Константин Юденко.

 

Анна ПОЛЯКОВА